Ненавязчивое обаяние Винницы
В Виннице, как и в доме Облонских, все смешалось – разные архитектурные стили, разные языки, даже трамваи здесь – и то разных эпох – коктейль получился неожиданный, но приятный
В этом городе полуразрушающиеся советские «коробочки» мирно соседствуют с отреставрированными роскошными зданиями времен Российской империи и старинными церквушками, явно видавшими самого Богдана Хмельницкого. Здесь в центральном парке, неподалеку от строгих памятников жертвам голодомора, репрессий, афганской войны, красуются лавочки а-ля граффити с мультяшными героями. И только здесь на одном углу здания с двух сторон размещаются два барельефа: один посвящен красному командиру Щорсу, другой – Украинской Народной Республике.
Винница полна удивительных явлений. К примеру, в том же центральном городском парке растет… «бутылочное дерево». На нем действительно висят самые настоящие бутылки – из-под шампанского. Находится это дерево в «уголке влюбленных» центрального парка; по всей вероятности, столь необычный вид ему придают винницкие молодожены. И хотя застать парочку врасплох мне не удалось, место городских свиданий с белыми ажурными лавочками все равно было полно обаяния.
Почти сразу бросается в глаза одна отличительная черта города: отсутствие кричащей пестроты красок. Дизайнеры реклам, а также оформители магазинов, ресторанов и развлекательных комплексов предпочитают избегать навязчивости, взамен предлагается спокойное цветовое решение, часто в пастельных тонах.
А еще здесь самые нахальные пешеходы и самые вежливые водители. Объясняется это тем, что цивилизованных переходов в центре города очень и очень мало. Из-за этого пешеходы пересекают улицу, где и когда хотят; водителям же остается лишь уступать дорогу. Наверное, именно поэтому Винница столь спокойна. А любимым транспортом горожан всех возрастов и статусов до сих пор остаются трамвай и троллейбус. Так что здесь сравнительно немного маршруток и очень мало автобусов.
Кстати, о трамвае. В Виннице он впервые вышел на колею шириной 1000 мм в 1913 году и до сих пор ходит по такой узкоколейке. У винницкого трамвайного депо стоит памятник «рогатому» старого, дореволюционного образца, который, впрочем, является лишь макетом. Отреставрированный оригинал этого трамвая поддерживается в рабочем состоянии, а по праздникам даже выходит на линию.
Горожане чтят и его потомков: винницкие трамваи никогда не доводятся до нищенски-запущенного состояния. К тому же, Виннице не столь давно были презентованы цюрихские холеные красавцы, с отличными репродукторами, электронными табло, новенькими сиденьями и кнопками входа-выхода, которые тоже поддерживаются в идеальном состоянии.
О любви граждан к своему транспорту свидетельствует и то, что в нем не расклеивают рекламных объявлений. Хотя поговаривают, что вездесущая реклама все же попыталась в него проникнуть: по слухам, ее печатали на обратной стороне билетов.
В транспорте винницкая неспешность ощущается еще острее. Представьте ситуацию: утром в понедельник на главной автомагистрали города возникает пробка. Произойди это в Киеве, не миновать автомобильных гудков, криков, ругани и испорченных на весь день нервов... Местные же автолюбители на «пионерском расстоянии» в метр между машинами спокойно ожидают, пока движение восстановится, при этом не пытаясь объехать друг друга, даже когда представляется такая возможность.
Жители Винницы весьма доброжелательны. Языкового барьера здесь практически не существует: обратиться к собеседнику можно как на русском, так и на украинском. Предвзятого отношения демократичных винничан ни один из них не вызовет; более того, все объяснения вам дадут на понятном именно вам языке, хотя большинство винничан преимущественно украиноязычные.
При хорошей погоде в Виннице можно посетить зоопарк, ну а в дождь – прямиком в музеи. Последних в городе более чем достаточно. Это и знаменитая Пироговская усадьба, и музей писателя-солнцепоклонника Коцюбинского, музеи краеведческий и художественный.
В качестве сувенира обязательно привезите домой винницкий гобелен. Это огромное вышитое панно с изображениями самого разного характера. Правда, стоимость этих гобеленов исчисляется тысячами гривен. Зато и выглядят они просто фантастически.
Волчий бункер
Винничина – край, где с оборонительными средневековыми сооружениями будто соревнуются оборонительные сооружения времен Второй мировой войны.
Бывшую военную дорогу, соединяющую Винницу и Могилев-Подольский, в народе называют «сталинской». Точное количество дзотов в области назвать трудно. Так же трудно найти человека, который не слыхал бы о ставке Адольфа Гитлера «Вервольф». Она находится в небольшом селе Стрижавка. Мистическое место, «подарившее», как поговаривают, Гитлеру лучевую болезнь, было выбрано самим фюрером. Бетонные глыбы раскиданы на большой поляне посреди леса – это все, что осталось от подземной крепости. Раньше же здесь было все, что требовалось для полного комфорта Гитлера и его окружения: две радиотелеграфные станции, электроподстанция, кинозал, казино, водокачка, бассейн, ангары для самолетов, многочисленные подсобные помещения, быстрые подземные лифты. Из дома фюрера вел ход в специальный железобетонный бункер, потолки которого в толщину доходили до 3 метров. Этот бункер имел даже имя – «Вольфшанц».
Возможно, до сих пор связывает Берлин и Стрижавку прямой кабель. Как показали исследования, винницкая ставка Гитлера выдержала бы не только авиабомбы, но и ядерный взрыв. При отступлении фашисты взорвали свое детище. Взрыв был такой силы, что обломки железобетона весом около 20 тонн разбросало на расстояние до 60 метров. А после спецопераций в советское время «достопримечательность» Стрижавки была похоронена под землей на долгое время.
Несколько лет назад на «железное логово» был объявлен тендер – подумывали развивать здесь туристическую инфраструктуру, а пока стоящие среди леса глыбы видят в основном не туристов, а телевизионщиков.
В транспорте винницкая неспешность ощущается еще острее. Представьте ситуацию: утром в понедельник на главной автомагистрали города возникает пробка. Произойди это в Киеве, не миновать автомобильных гудков, криков... Местные же автолюбители на «пионерском расстоянии» между машинами спокойно ожидают, пока движение восстановится