17 июня
Зовите меня «мистер Мюллер»
11:30 17.06.2008
Πорреспонденты «Газеты...» прочувствовали на себе, каково оно – иностранцу в Πиеве
Не смешите грека спешкой
11:25 17.06.2008
На суетливых туристов, которые носятся по легендарным критским местам, греки смотрят с осуждением. Здесь все живут по правилу «тихо-тихо»
В Тунисе наших замуж не берут
11:15 17.06.2008
Зато очень активно предлагают. А еще угощают сладостями и украшают постель цветами
50 лет путешествий
11:10 17.06.2008
Директор туристической фирмы «Спутник» Виктор Зинченко рассказал «Газете...», как зарождался туризм в СССР, и чем нынешние туристы отличаются от своих предшественников 20-летней давности
Тишь обеспечена
11:04 17.06.2008
Если бы у лешего можно было спросить, в каких лесах лучше всего отдыхать, он наверняка посоветовал бы ривненские
10 июня
Все в евросад!
12:04 10.06.2008
Семерка самых красивых ботанических садов Европы
Гид, усыпивший туриста
11:59 10.06.2008
Отечественной школе экскурсоводов уже давно необходимы качественные изменения
Путешествия

50 лет путешествий

Директор туристической фирмы «Спутник» Виктор Зинченко рассказал «Газете...», как зарождался туризм в СССР, и чем нынешние туристы отличаются от своих предшественников 20-летней давности

50 лет – солидный возраст, а уж для предприятия, которое работает в сфере туризма – и подавно. Фирма «Спутник», которая в этом году отмечает полувековой юбилей, может похвастаться не только возрастом, но и огромным профессиональным опытом.

– Виктор, расскажите, а как же начинался международный туризм в СССР и собственно «Спутник»?

– Как и все хорошее в Советском Союзе, международный туризм и «Спутник» родились почти случайно. Дело в том, что в 1956 году в Москве состоялся VI Международный фестиваль молодежи и студентов. Впервые в послевоенное время Союз принимал такое огромное количество иностранных делегаций со всего мира. Остро стоял вопрос о том, кто же будет этим всем заниматься? Ведь туризм в СССР в то время был не в лучшем состоянии.

И вот, как отклик на события молодежного фестиваля, в 1958 году и родилось тогда еще просто Бюро международного молодежного туризма, а название «Спутник» было своеобразной данью моде, ведь то был период первых шагов человека в космосе. Кстати, появление «Спутника» на орбите туризма в СССР – явление беспрецедентное, ведь впервые создалась организация не ради громких лозунгов и слов, а для реального дела, организация, которая была и остается равной среди себе подобных. Хотя, если говорить об истории, то, конечно, нужно делить ее на два периода: советский и уже рыночный, как мы его называем.

Потом настало время, когда людям разрешили выезжать, и наши неискушенные туристы ринулись, куда глаза глядят: не особо даже вникая в нюансы – главное, заграница! Ну а нынешних туристов уже сложно удивить – это люди, которые знают, за что они платят деньги
 

Это абсолютно разная специфика работы. И если в советское время мы, по сути, занимались тем, что распределяли то, что нам предоставляло государство, то уже в начале 90-х годов мы стали участниками игры под названием «рыночные отношения». И к нашей гордости, рынок не сумел подмять «Спутник» под себя, сломать его. Да, был период, когда мы не совсем понимали, что к чему, как правильно поступать в том или ином случае, но, к счастью, профессионализм и опыт победили.

– А если сравнивать туристов советской эпохи и нынешнее поколение путешественников – они ведь тоже меняются?

– Конечно! Разница колоссальная. Будем откровенны, до середины 80-х годов выездной туризм как отрасль не был особо развит в СССР. Существовали три монополиста: «Интурист», «Бюро путешествий и экскурсий» и «Спутник». С внутренним туризмом дела обстояли очень неплохо, а вот международный отсутствовал как таковой. Да, существовали различные выездные комиссии, которые единолично решали, кто, зачем и куда может поехать, можно ли Иванова отпустить в Болгарию на пляж, а Петрова на экскурсию в Париж. Как видим, одного желания поехать куда-то было очень мало – все решалось «наверху».

Мне повезло: за активное участие в строительных отрядах меня наградили поездкой в Индию в 1981 году. После этого я на некоторое время превратился в некое подобие говорящего музейного экспоната – выступал перед всеми: и студентами, и преподавательским составом, и еще перед какими-то малознакомыми мне людьми. Еще бы – я ведь видел Тадж-Махал! Потом настало время, когда людям разрешили выезжать, и наши неискушенные туристы ринулись, куда глаза глядят: не особо даже вникая в нюансы – главное, заграница! Ну а нынешних туристов уже сложно удивить – это люди, которые знают, за что они платят деньги.

Работать с такими клиентами, с одной стороны, интереснее, с другой – гораздо тяжелее, потому как угодить клиенту становится все сложнее. Ведь туризм – это сфера услуг, здесь во главу ставятся отношения туристической фирмы с клиентом, которые нужно укреплять изо дня в день. И знаете, я горжусь тем фактом, что, например, за всю историю своего существования «Спутник» никогда и нигде не оскандалился.

– Ну, скандалы скандалами, но вот без курьезов в вашей работе никуда не деться.

– И правда – никуда. Я даже хотел как-то систематизировать все случаи, которые произошли за время работы, и может быть, даже издать отдельную книгу об этом. Я никогда не забуду историю с группой канадских украинцев, которых мы возили по Украине и хотели посетить с ними Ивано-Франковскую область. Она же в то время была закрыта для иностранцев. Но мы просто забыли об этом! И вот, представьте, подъезжает автобус к КПП, нас останавливают и вежливо объясняют, что мы дальше не едем. А наши туристы – бабульки с дедульками, которые приехали поклониться родной земле из-за океана.

Пришлось экстренно организовывать им сбор цветов на близлежащих лугах, и тем самым выиграть время, чтобы решить проблему. Это теперь вспоминается с улыбкой, а тогда мне было не до смеха. Во времена независимой Украины тоже случались подобные ситуации. Например, когда мы должны были отправлять наших детей в испанские семьи на оздоровление, и в последний момент оказалось, что испанская сторона не готова принять украинцев. В итоге, мы день и ночь ездили по всей Андалузии в поисках семей, которые согласились бы разместить наших детей у себя. К счастью, все обошлось, и нам удалось сохранить честь мундира.

– На ваш взгляд, каковы перспективы развития украинского туризма? На что нужно ориентироваться в первую очередь?

– Туризм, как сфера услуг, всегда был, есть и будет востребован, тем более сейчас, когда все больше людей могут позволить себе познать наш увлекательный мир. Основываясь на своем личном опыте, с полной уверенностью могу утверждать, что Украина с каждым годом становится все более привлекательной для иностранцев именно как туристический объект. Никому не нужно доказывать, что и наши природа, и достопримечательности стоят того, чтобы на них посмотреть. А наши курорты мало чем уступают многим мировым. Да, есть, конечно, проблемы: это и не слишком развитая инфраструктура, и отсутствие конкретных масштабных государственных программ по развитию внутреннего туризма.

Но всему свое время. Что касается работы с туристами, то сейчас наш главный ориентир – это средний класс, который медленно, но верно начинает появляться в Украине. Это не значит, что не нужно обращать внимания на пожелания людей с менее скромными возможностями или на социальные программы для детей. Но при рыночных отношениях первую скрипку все-таки играет спрос, который диктует условия игры.

Автор: Алексей ПАВЛЮК / 11:10 17.06.2008





Добавить комментарий (0)


Загрузка...


Загрузка...


Загрузка...

Загрузка...