Дорогие игрушки короля
В чем выражалось безумие Безумного Людовика II, узнаем, побывав на его родине
Немецкое слово schwan означает «лебедь». На карте Баварии в районе города Фюссен это слово встречается трижды. Лебедей здесь нет давно, зато существует лебединое озеро Шванзее, замок короля Максимиллиана – Хохеншвангау (лебединая возвышенность) и детище Людвига II, прославленный замок Нойшвайнштайн. Это дивное строение повлияло на Чайковского при создании балета «Лебединое озере». Уолт Дисней воссоздал его силуэт в эмблеме Диснейленда.
Альгау, предгорье Альп, – место очень живописное. В XII веке рыцарский орден построил здесь замок Хохеншвангау. Сами воины назывались романтично: шванриттеры – лебединые рыцари.
Один из них, Вольфрам фон Эшенбах, сочинил поэму о Лоэнгрине, и выступил с ней на турнире миннезингеров в Вартбурге. Сюжет поэмы прост. Могучий рыцарь едет спасать прекрасную Эльзу на лодке, запряженной белым лебедем, побеждает врага и возвращается на берег вместе с красавицей. Романтика на то и романтика, чтобы отличаться от реальной жизни. Каково было бедной птице, поэт-романтик не думал. Поэма имела успех.
Гнездо воинственных лебедей существовало до XVI века, пока рыцари не покинули берега озера. Возродил полуразрушенный замок король Максимилиан из рода Виттельсбах, купив его в XIX веке. В стенах строения, украшенных прекрасными росписями на рыцарские темы, и рос его сын, будущий король Баварии Людвиг II, заслуживший прозвища: Сказочный и Безумный. Первое забылось быстро, второе дожило до наших дней.
Прекрасно меблированный замок Хохеншвангау сегодня открыт для посетителей, но ему не затмить стоящий неподалеку новый лебединый камень – замок Нойшвайнштайн.Спецэффекты от природы
Маршрут длиной около 15 км начинается в небольшом городе Фюссен. Мы приехали сюда во второй половине дня и остановились возле реки Леч. В двух шагах от стоянки бешено ревел водопад, окутывая берег облаком брызг. Мостик над рекой содрогался от яростного потока. Водопад обещал нам величественное зрелище и не обманул ожидание.
Замок возвышался над городом более чем на сотню метров и выглядел грандиозно. Увертюра непогоды гремела вовсю, когда мы подъехали к площадке у подножья крепости. Дождь со снегом разогнали всех посетителей. Конные экипажи, поднимающие туристов наверх, тоже разъехались. Нам предстояло штурмовать гору самостоятельно.
Высокие деревья по сторонам, узкие тропинки, будто падающие вниз. И вот перед нами высокие стены величественного строения. Ворота закрыты. Замок был так огромен, что не помещался в объектив, и нужно было подняться над ущельем на мостик Мариенбрюке, чтобы увидеть его целиком.
Какой открылся вид! Все вокруг было сказочно-театральным. Внизу серый отблеск Лебединого озера, за спиной темная стена леса, а впереди неприступная громада замка. Туман обнимал серые стены, зловещие, как декорации опер Вагнера. Хрупкий мостик висел под самыми тучами, а под ним серебряная струя водопада падала вниз в темноту ущелья.
Природа снисходительно показывала, что она искуснее самой изощренной человеческой фантазии.
Король любил покушать
Романтика повышает аппетит. Знаю это по собственному опыту. Спустившись в машине после экскурсии, мы испытывали зверский голод. Завтра нам предстояло оценить сказочную роскошь интерьеров Нойшвайнштайна, а пока ужасно хотелось ужинать. Поесть можно в многочисленных ресторанчиках и отелях поблизости, но сначала предстояло найти ночлег. Близость к королевским апартаментам настолько взвинтила цены, что нам пришлось проехать километров десять, пока мы нашли подходящий отель. В ресторане было пусто, но официантка с бесстрастным лицом положила перед нами громадное меню в кожаном переплете. Выбор предстоял трудный. Немецкие названия местной фауны, которая попала в кастрюльку, были нам неизвестны. Заказ принесли через 15 минут. На огромных тарелках лежали полуметровой длины сосиски. Тушеная капуста томилась в двухлитровой супнице. Нужно быть баварцем, чтобы одолеть такие порции.
Король Людвиг вписывался в кулинарные традиции своей страны. Он был почти двухметрового роста и не страдал отсутствием аппетита. Александр Окунь, художник и автор своеобразной «Книги о вкусной и здоровой жизни», где-то раздобыл меню королевского обеда. Оно включало: бульон-консоме с печеночными клецками, тушеную капусту с рыбой, форель под голландским соусом, цыплячье фрикассе, паштет из куропаток с горохом, фрукты в винном желе и ванильное мороженое под апельсиновым соусом. Кстати, бульон-консоме требует трех видов мяса, а то, что мы с вами обычно едим, находится в разделе «Пища для челяди».
Можно понять, каково было повару, если для приготовления тушеной квашеной капусты требовались копченые гусиные грудки, вареные креветки и свежие стебли сельдерея с листьями, не считая прочих ингредиентов. К тому же, Людвиг мог вскочить среди ночи и отправиться из Мюнхена в любой из многочисленных охотничьих домиков и по приезде позавтракать со всей королевской роскошью из двух десятков блюд. Еду приходилось готовить для четверых царственных особ. Людвиг избегал людей и ел в виртуальном (как говорят в наше время) обществе древних королей и героев. Китайский фарфоровый сервиз и хрусталь мчались на повозках впереди королевского кортежа, чтобы невидимые собеседники остались довольны царственным приемом. Королевский повар Теодор Хернейс боялся сойти с ума от капризов Людвига.
Ел ли Людвиг за четверых или кое-что доставалось обслуге – история умалчивает.
Почем романтизм, ребята?
В 16 лет принц Людвиг Баварский впервые услышал оперу Вагнера «Лоэнгрин» в замке Вартбург. Он был потрясен до глубины души. Через два года взойдя на трон, Людвиг стал покровителем композитора. Романтичный король, одержимый музыкой, архитектурой и паранойей, жил в вымышленном мире. О паранойе узнали поздно, когда королевская казна была уже пуста.
Людвиг воплощал в жизнь самые разорительные проекты. На Крыше королевской резиденции в Мюнхене он выстроил огромный зимний сад, возле Обераммергау – дворец в стиле малого Трианона мадам Помпадур, на острове Херренкимзее – второй Версаль. Его замок Нойшвайнштайн стал ожившей театральной декорацией к операм Вагнера.
Построенный по эскизам театрального художника в старогерманском романтичном стиле, замок с роскошными королевскими покоями и высокой башней, с которой открывался весь Тироль, был полон технических новинок. Там разместился подъемный обеденный стол, чтобы слуги не мелькали перед глазами правителя, туалет с автоматическим сливом, электрическое переговорное устройство и первая в мире установка для цветомузыки.
Людвиг избегал людей и ел в виртуальном (как говорят в наше время) обществе древних королей и героев. Китайский фарфоровый сервиз и хрусталь мчались на повозках впереди королевского кортежа, чтобы невидимые собеседники остались довольны царственным приемом